Алекс Чернoff

Интервью у отечественного трейдера-миллионера

Взял тут намедни интервью у одного из старейших трейдеров России. Управляет миллионами долларов. Очень интересный взгляд на рынок. Надеюсь, и Вам это будет полезно.

Здравствуйте, такой вопрос. Скажите, пожалуйста, фундаментальный анализ все-таки необходим для трейдинга или нет? Давно слежу за вами, вы постоянно выкладываете какие то фундаментальные анализы (хоть и короткие), анализируете будущее исходя из этого и т.д. но в то же время считаете себя трейдером, который не смотрит на фундамент.

Есть ли смысл им заниматья или нет? Или смысл есть только в отчетах ФРС как говорит Вилли, а остальное — бестолку?

Здравствуйте. Лично я использую ФА+ТА, хотя в начале карьеры ФА практически полностью игнорировал. Но это было 20 лет назад и тогда ТА работал намного лучше из-за меньшего количества алго торговли.
В каких-то вещах ФА мне дает больше пользы, в каких-то ТА. Например, с 2014г я шортил EURUSD сначала по ТА, а потом строго по ФА. И были периоды, когда по ТА шорт надо было крыть, но я его держал, т.к. по ФА reward был существенно больше чем risk по отскоку в рамках падающего тренда. Т.е. на отскоке я мог потерять 1-2 фигуры, но цель движения была 5-10 фигур, поэтому я игнорировал ТА.

Бывает и наоборот. Для себя я понял, что ищу ситуации, когда ТА и ФА сходятся в направлении. Главное быть гибким. Нет ничего страшного в том, чтобы ошибиться в оценке ситуации. У меня это происходит постоянно и меня это не пугает. Вот формировать у себя предвзятое мнение (рынок пойдет туда!) очень опасно и может привести к банкротству. Мировые финансовые рынки дают много возможностей для получения прибыли. Главное много и тщательно анализировать ситуации и иметь дисциплину (в том числе резать убытки).

Вот например сейчас я планирую переводить часть портфеля из доллара в рубль порциями каждый месяц и покупать рублевые облигации и акции. Это рискованная стратегия, основанная только на ФА.

И еще про ФА. Я не занимаюсь им самостоятельно, у меня нет на это ни времени, ни достаточных знаний, ни требуемых источников информации. Я использую аналитику крупнейших иностранных банков и компаний, которую удается найти в открытом доступе. Читаю, обдумываю, и если вижу логику в таком анализе, то использую.

Ок, спасибо за взгляд. И я так понимаю — важное еще позиционно работать и анализировать, верно? Потому что это дает и соотношение риска к профиту меньше и прибыль в целом больше, а кроме того возможность получить убытки — меньше, т.к. такова статистика?

Все очень, очень индивидуально! Я очень долгое время работал на российском рынке позиционно (когда рынок сильно рос до 2008), потом скальпировал. Потом скальпировал запад… Сейчас у меня не получается скальпировать запад (я вижу причину этого в большой доле алго торговли на рынке) и вынужден перестраиваться на позиционную торговлю. Рынки это же прежде всего люди, и рынки очень динамичны в своем состоянии. Сегодня работает это, завтра другое, через месяц третье. На днях в Bloomberg была статья, «Это был год, когда ничего не работало» (имеется ввиду различные стратегии).

Ок, интересно. И еще такой вопрос — насколько по вашему мнению важно следить за крупными трейдерами и их мыслями или советами? Например на что больше всего повлияло на вас становление как трейдера — свой опыт или все же опыт сверхуспешных богачей трейдеров?

На этот вопрос не могу ответить без улыбки 🙂 Если я читаю чьи-то мнения (не серьезную аналитику о которой говорил раньше), обсуждаю с кем-то свои взгляды и позиции, то это практически гарантированно сильно ухудшает результат. Закономерен вопрос, что я делаю на СЛ? Не знаю, может кому-то будет интересно… На мой взгляд, лучшее что может сделать трейдер для своего развития — прочитать 10-20 книг (прежде всего все книги Швагера с интервью) и заниматься собственными исследованиями рынков.

Да, безусловно интересно, т.к. на мой взгляд Вы единственный кто учится на Западе. А что бы в целом вы посоветовали тому кто решил успешно начать инвестировать в рынки?

Первые лет 5 у меня были довольно слабые результаты. Потом я познакомился с парнем, который был сторонником механических торговых систем в метастоке. Это было для меня открытие, я его принял далеко не сразу, а потом стал активным сторонником МТС (алго трейдинг как сегодня его называют). Вот он оказал на меня сильное влияние. Следующими были книги Швагера.

Просто Вы часто упоминаете например Modern portfolio theory, и другие… Возможно, их использование и является ключом к изучению прибыльных методов анализа рынка на Ваш взгляд?

Я бы вот как сформулировал. Обычный человек способен добиться намного более высоких результатов в пассивном инвестировании, нежели в трейдинге. Стать хорошим трейдером безумно сложно. Себя я считаю всего лишь неплохим трейдером. Потому, что работаю по 8-12 часов в день 6-7 раз в неделю уже много лет. Вопрос, нужно ли это нормальному человеку? Для меня финансы дело жизни, я это люблю и у меня нет другой профессии. Но с каждым годом меня теснят алгоритмы 🙂 Зарабатывать в начале 2000х было в миллион раз проще чем сейчас. Вот только знаний и денег тогда было намного меньше.

Залог успеха в инвестировании — терпение, время и дисциплина. 99% людей не в состоянии придерживаться финансового плана и поэтому они практически ничего не могут заработать на рынке. Они продают когда слышат плохие новости по телевизору и покупают когда все СМИ трубят о росте рынков…

Тема очень интересная и трудно высказаться коротко.

Для обычного человека, который НЕ является профессиональным трейдером, на мой взгляд, индексное инвестирование на основе asset allocation является самым лучшим решением. Если хочется пощекотать нервы торговлей, лучше делать это с 1-2% портфеля, а остальное вкладывать в низкозатратные фонды.

Мне очень нравятся robo advisors. Посмотрите, на их сайтах есть много интересных статей.

www.futureadvisor.com/
www.wealthfront.com/
www.betterment.com/

Спасибо за интересное вью. Последний вопрос хотел задать про стратегии на основе объемов. Если трейдером быть тяжело, может все-таки что то должно у них работать хорошо? Как показывает практика моих знакомых, можно делать долгое время прибыль на основе анализа объемов. Но почему то удается опять же больше на позиционной основе нежели в интрадее, хотя теоретически и там все должно работать.

А по поводу автоматических торговых систем спасибо, но я совсем не сторонник их, т.к. изучаю рынок сам больше 10 лет и в голове не укладывается возможная картина прибылности этих существ в виду того что кванты рынка не постоянны даже в рамках одних же и тех маркетмейкеров, гоняющих рынок. В этом плане больше ставку поставил бы на HFT, которые имеют микроприбыли за счет постоянного скальпирования рынка за счет быстрейшего одновременного анализа различных активов ежемилисекундно.

Я очень сильно опирался на использование данных об объеме торгов в период 2000-2010гг. Потом это перестало работать. Почему? Очень простое объяснение: алго торговля. Если раньше действия крупных инвесторов можно было «прочитать» по объемам, то теперь существуют dark pools для анонимной торговли крупными объемами плюс колоссальный рост алгоритмической торговли, которая зашумляет действия крупняка. Ну что можно извлечь из оборота по фьючерсу РТС, если средняя сделка 3-4 контракта? Я когда пытаюсь купить-продать 200-300 контрактов у меня до нескольких сотен сделок проходит! Большинство по 1-2 контракта. Это все шум, поэтому важность объема торгов существенно снизилась. К огромному сожалению. Для меня это был колоссальный источник информации.

Уточню, robo advisor это не алгоритмическая торговля. Это сервис, который проводит автоматическую ребалансировку портфеля по заранее заданному профилю риска. Т.е. если доля акций сильно растет и превышает заданный уровень, то сервис проводит продажу излишка и ребалансирует оставшиеся активы.

Все же посмотрите эти сайты, и статьи на них. Может что полезное найдете. Там часто можно найти исторические данные по доходности различных классов активов.

Да, согласен и понимаю. Но имею в виду торговлю объемами в плане долгосрочного анализа, где берутся различные диапазоны проторговок и смотрятся их объемы, после чего становится понятно что логичнее рынку идти отталкиваясь от сильных проторговок в сторону того где им ничего не мешает, т.е. если объемы где то велики, значит крупные организации там уже вошли в сделки, что происходит месяцами.

А сайты обязательно посмотрю, я давно заметил что все ценное находится строго за пределами РФ и СНГ.

Понял. Я это не использую. У меня нет к этому ни положительного, ни отрицательно отношения 🙂



  • 6 января 2016, 02:41
    Владимир М.
    Алекс Чернoff
    Сила: 18.03 12.35

    Вау. Добавил статью в избранное. Очень интересно.
    Сайты к сожалению не смогу посмотреть, на английском. Если кто то выложит перевод, буду очень признателен.

  • 6 января 2016, 02:45
    gregory
    Алекс Чернoff
    Сила: 1.34 2.11

    индексное инвестирование на основе asset allocation является самым лучшим решением

    Раз так, буду торговать по этой стратегии теперь. Буду ее изучать на днях. Если кто то присоединиться, буду рад.

  • 6 января 2016, 02:54
    Nikolay Jilin
    Алекс Чернoff
    Сила: 39.6 19.4

    Не пойму, чувак за десятки лет не научился интрадейно торговать?

  • 6 января 2016, 02:59
    Дмитрий Vanilla
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.53 9.1

    Вот и надо быдо про вольфикс у него спросить, почему его не юзает, небось денег не хватило.

  • 6 января 2016, 02:59
    Nikolay Jilin
    Алекс Чернoff
    Сила: 39.6 19.4

    А причем здесь вольфикс…

  • 6 января 2016, 02:59
    Дмитрий Vanilla
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.53 9.1

    С ним можно интрадеить запросто.

  • 6 января 2016, 03:00
    Nikolay Jilin
    Алекс Чернoff
    Сила: 39.6 19.4

    Да все уже видят как ты с его помощью интрадеишь. 2 профита, 1 лось и депо нету.

  • 6 января 2016, 03:00
    Дмитрий Vanilla
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.53 9.1

    Промахи бывают у всех. Это ниочем не говорит. Главное что стратегия работает. Обучись у меня, сам увидишь. Как сипи торгуется и другие валюты.

  • 6 января 2016, 03:01
    Алекс Чернoff
    Алекс Чернoff
    Сила: 22.08 11.49

    Молодец, поделись результатами. Хотя и понимаю что они будут не скоро.

  • 6 января 2016, 03:02
    Алекс Чернoff
    Алекс Чернoff
    Сила: 22.08 11.49

    Научился, и интрадеет. Просто речь шла про стандартных инвесторов и трейдеров.

  • 6 января 2016, 03:02
    Алекс Чернoff
    Алекс Чернoff
    Сила: 22.08 11.49

    Про вольфикс смешно. Ни одного не знаю, кто с ним заработал бы нормально денег. Тех — кто зарабатывал, до поры до времени — знаю, но все рано или поздно сливаются.

  • 6 января 2016, 03:03
    Nikolay Jilin
    Алекс Чернoff
    Сила: 39.6 19.4

    Так а где грааль по интрадею?

  • 6 января 2016, 03:03
    Алекс Чернoff
    Алекс Чернoff
    Сила: 22.08 11.49

    Чувак, его нету…

  • 6 января 2016, 03:06
    Anton
    Алекс Чернoff
    Сила: 22.83 19.17

    Крутое интервью, спасибо за интересного трейдера. Таких единицы у нас, реально большинство за бугром.

  • 6 января 2016, 03:09
    Саня
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.08 14.1

    maxxov а ты сам то не инвестишь, или только интрадей?

  • 6 января 2016, 03:09
    Саня
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.08 14.1

    Чего ты тогда в трейдинге делаешь если у тебя знаний языка даже нет? Что ты будешь читать тогда? Книжки форексклуба?

  • 6 января 2016, 03:10
    Саня
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.08 14.1

    Да будут, я более чем уверен. Статистика в его пользу. Стратегия давно известна и плюсовая. Просто кому охота ждать столько.

  • 6 января 2016, 03:11
    Саня
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.08 14.1

    Пиарит он просто вольфикс, торгует аккаунтами, тем и зарабатывает себе на жизнь…

  • 6 января 2016, 03:11
    Саня
    Алекс Чернoff
    Сила: 19.08 14.1

    К сожалению да

  • 6 января 2016, 03:11
    Алекс Чернoff
    Алекс Чернoff
    Сила: 22.08 11.49

    Я свингую, Сань…

  • 6 января 2016, 03:13
    Юрий Хамовин
    Алекс Чернoff
    Сила: 50.21 22.4

    Прикольно, дам жене почитать. Рвется в трейдинг, но интрадей точно не освоить, а дать ей возможность сливать деньги я не смогу)

  • 6 января 2016, 03:13
    Юрий Хамовин
    Алекс Чернoff
    Сила: 50.21 22.4

    Подобные советы как этот успешный трейдер давал своей жене в свое время Баффет.

  • 6 января 2016, 03:18
    вованчик
    Алекс Чернoff
    Сила: 12.36 6.57

    Интересный взгляд на рынки. Именно так и зарабатываются миллионы судя по всему. Что на Баффета посмотри что на успешных хеджеров Европы и Японии. Все об одном толкуют постоянно.

  • 6 января 2016, 03:19
    вованчик
    Алекс Чернoff
    Сила: 12.36 6.57

    Ванилька, не п######зди!!!

  • 6 января 2016, 03:25
    Марсель Гаудино
    Алекс Чернoff
    Сила: 46.11 29.65

    Если зарабатывать в 2000-ых было проще, то нет слов… Кто же тогда кукловодит рынком? Разные существа чтоли? В начале кукловодил банк UBS а теперь ЦБ РФ чтоли?

  • 6 января 2016, 14:08
    Владислав Стаханов
    Алекс Чернoff
    Сила: 21.03 9.53

    Объемы рулят, согласен. Что, если не они.

  • 6 января 2016, 14:22
    Антон
    Алекс Чернoff
    Сила: 8.5 4.64

    Тоже удивляют такие интервью, вроде дают полезную информацию, а то же время именно сам грааль не палят. Почему?

  • 6 января 2016, 14:23
    Антон
    Алекс Чернoff
    Сила: 8.5 4.64

    Получается что никто и не кукловодит. А кто должен? Кукловодство невыгодно. Если ты двигаешь цену то ты на ней не зарабатываешь.

  • 6 января 2016, 14:23
    Антон
    Алекс Чернoff
    Сила: 8.5 4.64

    Это факт.

  • 6 января 2016, 14:23
    Антон
    Алекс Чернoff
    Сила: 8.5 4.64

    Ванилька — представитель российского трейдинга.

  • 7 января 2016, 04:41
    Оля Ломакина
    Алекс Чернoff
    Сила: 15.15 10.25

    В пиковых моментах на росте или на падении умные крупные игроки используют одну из следующих манипуляций: Спотом(акциями) двигают рынок, используя плечи, особенно те фишки, в которых больше всего шорта, типа Сбера, а в контр-тренде набирают в данном случае, шорт, по фьючу РТС. После этого, чтобы аккуратно минимизировать риски и скинуть плечи идёт в ход простая схема — РТС начинают держать за счёт укрепления рубля а во всех акциях начинаются аккуратные продажи. Очень часто, именно на вечёрке происходит финальный вынос по SI и RI, почему объяснять не буду. Возьмите и нанесите на одином графике SI и RI и посмотрите что происходило в пиковые моменты на часовиках.

    Вообще на рынке действует всего 3-4 схемы разводов и бывают все они почти в одно и тоже время.

  • 8 января 2016, 05:25
    Андрей Неизвестный
    Алекс Чернoff
    Сила: 144.39 134.56

    По сути да, так и есть… На западных рынках нечто подобное давно заметил тоже.

Оставить комментарий